Забота. Маршрутизация. Ранняя диагностика. Новые союзники столичной медицины в борьбе с раком

Ранняя диагностика спасает жизни — это правда, проверенная временем. В Москве сделано всё, чтобы выявлять онкологию на самых ранних, порой бессимптомных стадиях: столичные клиники оснащены передовым диагностическим оборудованием, действуют специальные скрининговые программы, а путь к выздоровлению выстроен для пациента по четкому маршруту.

О том, как устроена столичная система онкопомощи, какие мифы о лечении пора забыть и почему профилактика действительно спасает жизни, изданию "Москва.Забота" рассказал Рустам Коготыжев, заместитель главного врача по онкологии Московского многопрофильного клинического центра «Коммунарка».

 

— Какие профилактические обследования проводятся в столице по онкологическому профилю?

За последние годы столичная медицина сильно изменилась. Она шагнула вперёд, сделав главный упор на раннюю диагностику. Для женщин это цитологическое исследование на выявление рака шейки матки, маммография для выявления новообразований молочной железы. Мужчины с 40 лет 1 раз в 5 лет сдают кровь на ПСА – маркер рака предстательной железы. Врач на любом приеме обязательно осмотрит кожу, слизистые, щитовидную железу. После 40 лет в рамках обычной диспансеризации все сдают анализ на скрытую кровь в кале — это проверка на рак кишечника. В городе функционирует сеть специализированных эндоскопических центров, где проводятся гастроскопия и колоноскопия под медицинской седацией. А летом прошлого года в Москве стартовал проект, в рамках которого пациентам, не проходившим гастро- и колоноскопию в течение последних нескольких лет, в ЕМИАС были открыты направления, которые позволяют пройти необходимое исследование в удобное время. Именно такой проактивный подход помогает выявлять заболевания ЖКТ на ранних стадиях, а также патологии, предшествующие развитию онкологии.

При подозрении на злокачественное новообразование пациента направляют в центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОПы) для углубленного обследования и подтверждения диагноза и далее — без промедления — на лечение: операцию, химио- или лучевую терапию. А после — человек остается на пожизненном диспансерном наблюдении. Скрининговые обследования в первую очередь рекомендуются пациентам с семейной предрасположенностью (близкородственный онкологический анамнез) и лицам в возрасте старше 40 лет. Раннее выявление патологии существенно увеличивает шансы на благоприятный исход лечения.

 

— Онкологический диагноз – это обязательно больница? Какую часть помощи люди получают в стационаре, а какую на дому?

Сегодня большинство процедур доступны в амбулаторных условиях.  Химиотерапию, таргетную и иммунотерапию пациенты получают в дневном стационаре, а после идут домой. Госпитализация показана при необходимости проведения сложных, высокотехнологичных операций. А в процессе лекарственного лечения врач остаётся на связи со своим пациентом и может организовать телемедицинскую консультацию, чтобы при необходимости скорректировать лечение.

 

— Есть миф о том, что онкологические больные стоят в огромной очереди на помощь от государственной медицины. Как обстоят с этим дела в Москве?

Это один из самых старых и страшных мифов. Если на уровне городской поликлиники у врача терапевта, хирурга или уролога, либо у специалиста центра женского здоровья или женской консультации возникло подозрение на наличие онкологического заболевания, то пациенту оформляется цифровое направление на консультацию в ЦАОП одного из 5 якорных стационаров, оказывающих помощь населению по профилю «онкология». Далее согласно существующим Клиентским путям (схемам маршрутизации) в течение трех рабочих дней пациент должен попасть на прием к врачу онкологу. Долгих очередей за жизненно важной помощью в московской медицине XXI века просто нет.

 

— Еще один миф: онкологию лучше лечат за рубежом. Что на это ответят столичные клиники?

Несмотря на существование различных мнений, система онкологической помощи в Москве — уникальная в мире. Нам есть чем гордиться, и наши результаты — на уровне лучших мировых клиник. Город гарантирует пациентам максимальный спектр необходимой помощи — от диагностики, лечения передовыми лекарственными препаратами до современных и высокотехнологичных хирургических методов лечения с применением  робот-ассистированных методик, лучевой терапии, в том числе 3D, 4D стереотаксической и брахитерапии.

 

— Есть ли смысл искать «второе мнение»? Вообще кто и на каких этапах несет ответственность за пациента?

Получение второго мнения — распространённая и нормальная практика. Однако все врачи руководствуются едиными клиническими рекомендациями, что обеспечивает стандартизацию лечебных подходов. Нет «авторских» решений — алгоритмы лечения и тактики выработаны онкологическим сообществом годами неустанной борьбы с данным недугом. Поэтому, несмотря на индивидуальные особенности пациентов, в подавляющем большинстве случаев второе мнение совпадает с первоначальной стратегией лечения.

 

— Есть ли смысл лечиться у конкретного доктора, про которого в Интернете пишут, что он высококлассный специалист, или «пробиваться» в конкретную больницу?

Все врачи, работающие в учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы, проходят строгую профессиональную подготовку. Кадровая система организована таким образом, чтобы обеспечить стабильное высокое качество оказываемой помощи. Все ведущие онкологические стационары гарантируют высокий стандарт компетенций, качества и безопасности. Стремление пациента на консультацию или лечение к конкретному доктору может привести к затягиванию времени до начала прицельной борьбы с болезнью. Поэтому рекомендую придерживаться созданной в городе четкой системы маршрутизации. Она позволяет пациентам своевременно попасть в компетентные, надежные, квалифицированные руки.

— Что можно сделать самому для профилактики онкологии? Есть ли какие-то обследования, которые заранее покажут, на что именно обратить внимание?

Ключевое — регулярная диспансеризация. Несколько дней в году для своего здоровья — инвестиция в собственное здоровое будущее. Для всех особое внимание — желудку и кишечнику (гастро- и колоноскопия). Женщинам — контроль состояния репродуктивной системы и молочных желез. Мужчинам после 40 — регулярное обследование предстательной железы. Это не просто формальность, это реальный шанс заметить беду и победить болезнь.

 

Обывательский вопрос: может ли удаление родинок спровоцировать онкологию?

Неправда. Грамотное удаление доброкачественной родинки не вызывает рак. Опасно другое: безудержно загорать на солнце, травмировать родинки или удалять их не в медицинских учреждениях. Наблюдайте за кожей, показывайте подозрительные новообразования дерматологу — и всё будет в порядке.

 

— Дайте, пожалуйста, напутствие: как не попасть в руки шарлатанов, узнав о диагнозе онкология?

Сегодня традиционная медицина опирается на огромную доказательную базу, подтверждённую клиническими исследованиями и тысячи спасенных жизней. Никаких доказанных «чудесных» альтернатив ей не существует. Все истории про чудо-настойки, заговоры или тибетских монахов — опасные сказки. Они лишают человека самого ценного — времени. К сожалению, мы часто видим пациентов, которые приходят слишком поздно. Ваша жизнь — в ваших руках. Доверяйте науке, доверяйте врачам. Берегите себя и будьте здоровы!

Коготыжев Рустам.JPG

Рустам Коготыжев